Гильдия жестянщиков Москвы
Про кровлю церковных куполов в шашечку, про накладную жестянку и халтуру на церквях
               

главная

полезное

ссылки

форум

гостевая

трёп

объявы

 

Главная фишка, и секрет всех накладнушных, т.е. выпуклых церковных куполов
в том, что не нужно точно вычислять размеры и соотношения
этих ромбов Абсолютно не нужно, как предполагают многие и видят в этом
супер сложную задачу. Достаточно простой и грубой прикидки. Их потом
сдвигают по месту так, чтобы они равномерно распределялись и по вертикали и по горизонтали. Чтобы "потеснились, наезжая друг на друга настолько, чтобы всем хватило места." Также этому помогают промежуточные контрольные точки и линии.

Это не касается плоских шашек, которые можно терпеть, если их лежачие фальцы "не расклепали со всей дури".

Накладнуху за это и любят начинающие и неопытные, что она проста в работе, не нужно париться в фальц, но производит сильный "фефект", особенно на провинциальных жестянщиков.

Сам "секретный ромбик" состоит из угла, который часто делают в простой стык без фальца и без пайки. Лучше делать угловую рейку, но это для многих тайна. Если не лень париться с зацепами, то у выпуклого луча угла можно сделать дополнительные подгибы по стоку вверх. крючья делают многими способами. Можно сделать и короткие кляммеры, как у медной дранки.

Ромбики делают разной формы. Можно зубцами, овальные, круглые и т.д. Но круглые следует или раскатывать или аккуратно раклепать, Медь "уговорить" просто. Мне удавалось расклёпывать борта 30 мм на диаметре трубы 140 мм. из простой оцинковки и без разрывов. Больше не было необходимости.

Стороны загибов плавно сводят по сторонам до плоскости, чтобы можно было прикрутить к подложке плоским верхом.

Самое сложное в этом деле, это равномерно распределить, т. е. сдвинуть фишки.
Отмечают и закрепляют их потом. Первый круг снизу и пошёл. Это кропотливая
работа и требует некоторого терпения, но за бабки можно и попариться. У
каждого для этого есть свои небольшие скреты. Можно первые пробные проходы, особенно когда, вы пробуете в первый раз, для уверенности расставить и обмотать вокруг скотчем, чтобы освоить навыки этой технологии.

Далее для страховки и упрощения задачи можно нарисовать горизонтальные круги от верха до низа. Напр. линии опуска углов первого уровня ромбов, второго и т. д. Далее можно нарисовать меридианные линии или закрученные сверху вниз. Но главное в таких делах не лениться делать контрольные точки везде, где можно: напр. контрольная точка ширины первых трёх или четырёх ромбов по горизонтали. Это делается для того чтобы не было "суммирования" ошибок расположения. Прокладываем четыре ромба до первой контрольной точки и смотрим на сколько мы ошиблись. Значит прикидывает насколько необходимо сжать или немного растянуть следующие четыре ромба, чтобы уложиться в размер на следующей контрольной точке и т.д. до конца. Так ездят лыжники на соревнованиях: тренер им подсказывает, где они отстали от графика, значить нужно напрячься и т. д. Их делают также при радиусных плоских шашках. Технология не общеизвестная, но знать и освоить её необходимо т.к. она помогает сопрягать сложные не одноразмерные элементы кровли. Это второй секрет всех сложных кровель.


А в, общем, работа не сложнее работы плиточника при укладке плитки на
сложной поверхности.

Каркас можно делать разный. Деревянный: делают несколько профильных (под
профиль луковицы) шпангоутов, чем больше, тем лучше. Затем обивают
сплошняком досками в стык. Два шпангоута соединяют досками между собой, но
каждый до середины их толщины, так, чтобы можно было пристыковать доски для
соединения третьего шпангоута. Затем к этим двум присоединяют досками третий
и т. д. Работа плотника. Всё трудоёмко, но элементарно. Шпангоуты легко
делаются в столярках: я вижу их каждый день и самой немыслимой формы. У
столяров эта операция называется "делать арки". А в натуре я видел как их
делали для восстановления в Сергиевом посаде, когда раб. в монастыре. Мелкие
шпангоуты можно вырубить и топором, доски потом сгладят. На крайняк их можно
подрубить тем же топором: накладнгуха их потом накроет и скроет все огрехи.

Можно сбивать 2 сороковки под большим углом, лобзиком или ленточкой проехать профиль, а затем добавить по сторонам, чтобы сравнять ступеньку до полных 2-х толщин.

Можно сварганить и на стальной основе типа разреженных полос чечевидной
формы и соединять их по окружности сверху вниз круглыми фланцами. Фланцы или
широкие кольца ставятся примерно по месту фиксации каждого ромба и сверху и
с боков. Один два кольца на весь "круг" ромбов. Каждый видел остовы
сгоревших церквей и эти чечевичные полосы по окружности. Сверху налепить
какой-нибудь простенький сермяжный шпиль, как у этих ребят из Россоши, не очень волнуясь
за чистоту работы. А снизу ещё проще: юбочку с вырезами, чтобы просто, но
впечатляла. Заказчика всегда легко убедить, что "снизу всё равно не видно.
По себе знаю. Все неровности стыки углов и т.д. можно замазать металлической
шпаклёвкой и густым слоем краски под цвет российского триколора: "для
патриотизму". Как у этих пацанов.

Но на все краски и шпаклёвки по металлу на кузовах дают гарантию не больше 6
лет. Это при условии горячей сушки и соблюдения всех операций: их на ВАЗе более 25. Замечайте, что случится с ними через 6 лет, кто собирается их
впаривать. А если заказчик крутой, как бандюк Мансур (грохнул кровельщика
за халтуру), то придётся бежать очень быстро, очень далеко и
очень надолго. Учитывая, что купола и луковицы находятся высоко, ремонтировать и перекрашивать их можно только с лесов или альпинистам. Это очень дорого. Купола нормальные люди делают только из меди. Поэтому красить медь - это чисто по деревенски: напр. В Россоши. Это так же глупо, как красить дубовую дверь: столяры смеются на таких заказчиков, но делают... предварительно взяв расписку.

Далее: давно известно, что накладная жесть и медь не лучший способ кровельного покрытия. Скорее наборот. Её серъёзные недостатки очевидны:

Щели пристыковок, которые по мере её эксплуатации имеют скверную и необратимую тенденцию к увеличению от льда и ветра.

В последующем люфты начнуть дребезжать с нарастающим грохотом, увеличивая парусность изделия и однажды... красота станет ершом. В щели накладного металла, как и в нахлёсте, всасывается сырость. Гигроскопия. Металл, осбенно медь, как более тяжёлый чем вода "тянет" в мелкие щели воду, как более лёгкую. Я наблюдал тысячу раз на крыше, что в нахлёсте сыро, хотя последний дождь был неделю назад. В первый раз удивился, потом задумался. Но задумываться многим молодым жестянщикам напряг! Зимой эта сырость замерзает и расширяется. Всё элементарно.

Ещё в щелях непросыхающая сырость с элементами стального крепежа образует биметалические токи. В автомобиле контактные биметаллы иногда живут не более 4-х лет. В сырости от выхлопных газов образуется серная кислота небольших концентраций, что естественно ускоряет коррозию. Известно - там где сырость, там гниль и ржавчина. Известно также, что в сельской местности кровля может жить в три раза дольше чем на обочинах больших дорог..

При сильных ветрах в щелях возможен душераздирающий щелевой свист и вой, как в дымовой трубе.

Если это купол круглой формы, то в силу своей шероховатости, мелких вылуклостей он крайне не обтекаем, проще говоря у него будет чудовищная аэродинамика. У таких сооружений уличная пыль и грязь бьётся в фронтальные или боковые плоскости и забивается в щели или просто прилипает, а не плавно обтекает как должно быть. В старину знали это и старались учитывать. Купол должен быть идеально гладким!

Но желание быстро заработать часто перевешивает все разумные доводы.

Прокладку между металлом делают у кого насколько хватит совести. Я видел в цекрви на Новокузнецкой, что у некоторых её не было совсем. Но лучше расспросить у

Wolfdemara 13, как это примерно делают немцы. Он суперспец в этих делах и я ему доверяю на 100%.

Чтобы не было лишнего ажиотажа, вокруг этих дел, я дам подробные чертежи и
схемы на сайте про секреты накладнухи и луковиц в частности. Другим тоже
жить надо. В моих ссылках половину "секретов" уже есть, если не лень
искать.

Не зря Руслан давал фотографии: теперь все будут знать детали и "секреты
накладного искусства" и основные тонкости обычной кровельной халтуры.

Скажем дружно: спасибо Руслану из провинциальной фирмы под Воронежем.

Но эти секреты не плохо бы знать и попам, которые заказывают
такие работы.

В Новодевичьем Монастыре работает реставратором мой очень давнишний приятель
по жестянке и металлу. По молодости часто пили и упивались... Я ещё у него
посмотрю в деталях все фишки. Может и по снимаю. Если он не махнул в Польшу. Наберитесь терпения.


 
             
             
 
 
Copyright © 20. 9. 2004. stuk-stuk.narod.ru
   
  Рейтинг@Mail.ru    
online dating
HotLog
 
   
         
Hosted by uCoz